Самыми распространенными способами выполнения панно и картин из бисера являются вышивка и шитье бисером. Эти виды рукоделия вобрали в себя традиционные русские приемы крепления на основу жемчуга, бусин, шнура и золотой нити (саженье по бели, золотое шитье).
Панно и картины выполняют на тканой основе, которая заправляется в пяльцы. В качестве основы можно использовать различную ткань: холст, льняное полотно, атлас, плотный шелк, шерсть, сукно, канву и, конечно, бархат. Выбор ткани зависит от особенностей и цвета материала и способа выполнения.
По способу выполнения все картины и панно из бисера условно можно разделить на три группы:
Картины, рисунок которых прошивается бисером по контуру с частичным заполнением внутреннего пространства элементов. Бисер может быть одного или разных цветов и размеров. Внешне такие картины напоминают вышивку простыми швами или гладью.
Картины, рисунок которых образуется за счет нашивания на основу бисера разных цветов одного размера, причем бисерины нашиваются вплотную друг к другу (рядами). Заполняться бисером может как вся поверхность картины вместе с фоном, так и отдельные элементы, и в этом случае ткань основы является фоном.
Такие картины очень похожи на вышивку крестом или на изделия, выполненные в технике ткачества.
Картины и панно, где на тканевую основу нашиваются готовые детали, выполненные в любой известной технике низания бисера. Эти картины напоминают плоскую или объемную аппликацию на ткани.
В зависимости от свойств и цвета ткани, используемой в качестве основы, существует несколько способов перевода рисунка на основу.
Если бисер будет располагаться по контуру элементов, то рисунок лучше переводить карандашом через копировальную бумагу. Иногда рисунок для таких картин выполняется на кальке, которую нашивают по контуру на основу и работают по ней. В готовом изделии кальку осторожно надрывают и удаляют по частям.
Шитье бисером по счету лучше выполнять на специальной ткани или на обычной ткани с нашитой на нее канвой. Если фон картины бисером не заполняется и им является сама ткань основы, то по окончании работы нити канвы нужно осторожно подрезать и удалить с поверхности ткани.
Для выполнения картин и панно из бисера и бусин применяются всем хорошо известные швы.
Для крепления отдельных бисерин обычно используются швы «вперед иголку» (рис. 17, а) и «за иголку» (рис. 17, б).
Нить бисера — низка — нашивается на основу швом «вприкреп», который выполняется дополнительной нитью (рис. 18, а) или узелковым швом (рис. 18, б).
Стеклярус пришивается на основу стежками шва «вперед иголку» (рис. 19, а) и «за иголку» (рис. 19, б).
Строчки стекляруса можно выполнять не только в один, но и в два ряда (рис. 20).
Для получения из стекляруса веточек ели или колосьев лучше использовать шов «полукрест» (рис. 21, 22).
Для вышивания венчиков цветов, стебельков или для плотного заполнения участков основы стеклярусом (рис. 23, а, б) и бисером разного размера (рис. 23, в, г) обычно используются стежки штриховой глади.
Для картин с плотным заполнением поверхности бисером, где работа выполняется по счету, используются стежки шва «полукрест» (рис. 24, а, б).
Если ряд получился недостаточно ровным, пройдите иглой через отверстия всех бисеринок ряда в обратном направлении, закрепите нить, а затем продолжите вышивание. Дополнительный проход иглой выровняет ряд и закрепит крайние бисеринки.
Очень украшают картину элементы, выполненные пайет-ками — разноцветными блестящими кружочками из тонкой жести и других материалов. Одиночные пайетки можно крепить с помощью дополнительных бисеринок (рис. 25). Глаза животных, рыб, птиц, выполненные этим способом, очень выразительны.
Для вышивания цепочек, состоящих только из одних пайеток (рис. 26, а, б) или пайеток в комбинации со стеклярусом либо бисером (рис. 26, в), используется шов «за иголку».
Дополнительным декоративным элементом картины или панно может быть обычная подвеска из бисера, бусин, стекляруса (рис. 27, 28) или бахрома (рис. 29, 30).
|