С моделированием одежды связаны понятия стиля, моды, покроя, силуэта, формы одежды и линий в одежде.
Стиль — это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств.
При длительном постоянстве общих стилевых черт в одежде систематически происходят изменения отдельных элементов, линий, отделок, формы и расположения деталей, соотношения частей и т. д. Такие изменения в одежде происходят от сезона к сезону под влиянием моды.
Мода в одежде — это кратковременное, принятое на один, два сезона сочетание объемных, плоскостных и линейных форм. Изменения моды в одежде происходят в пределах одного и того же стиля и под его влиянием.
Покрой определяет конструктивное решение основных деталей изделия, обеспечивающее принятую форму одежды. Изменения покроя связаны с коренными изменениями его конструктивной основы, в частности основы рукава. Ряд характерных конструктивных решений покроя рукава закрепился надолго и приобрел свои названия: втачной рукав, цельнокроеный, рукав покроя реглан, кимоно (рис. 31).
На основе одного и того же покроя может быть создано неограниченное количество разнообразных фасонов.
Фасон — это внешние черты любого изделия, определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделками. Изменение фасона не меняет конструкцию изделия. Изменилась форма деталей, их пропорции — изменился фасон. Изменение фасона определяется также различными линиями.
Силуэт — внешние очертания человеческой фигуры в одежде на несколько удаленном расстоянии. Определяется тремя линиями: плеча, талии и низа. Для более точного и конкретного определения силуэта его приближают к тем или иным геометрическим фигурам. Так, силуэт, основные линии которого параллельны, приближают к прямоугольнику (рис. 32, а). При расходящихся основных линиях силуэт сравнивают с трапецией (рис 32, б). Силуэт с расходящимися и пересекающимися основными линиями можно сравнить с двумя треугольниками (рис. 32, в); когда основные линии — плавные кривые, силуэт сравнивают с овалом (рис. 32, г). Силуэт может быть схож и с более сложными геометрическими фигурами; он может иметь большое разнообразие вариантов.
Линии в одежде условно разделяются на конструктивные и декоративные. Конструктивные линии — линии основных швов: плечевого, боковых (лифа и юбки), шва по талии, шва втачивания рукавов, линии вытачек, складок. Декоративные линии образуются различной отделкой (мережкой, вышивкой, защипами, сборкой и т. д.) и декоративными деталями (воротниками, клапанами, манжетами и т. д.).
Декоративные линии являются основными при создании нового фасона. Часто конструктивные линии одновременно выполняют и роль декоративных линий. Например, контуры воротника, карманов, клапанов, линии кроя и т. д. являются одновременно и конструктивными и декоративными.
Линии в одежде обладают важной особенностью: они «ведут» наш взгляд по поверхности объемной формы, создавая те или иные впечатления, эмоции. Так, горизонтальные линии создают эмоции покоя, вертикальные — стремления вверх, ломаные — переменного движения, наклонные — неустойчивости, падения и т. д. Передача различных эмоций, образность в одежде выражаются с помощью линий.
Форма — объемное решение одежды, создающееся также линиями.
Осанка фигуры. Наибольшее отличие одной фигуры от другой определяется осанкой. Осанка — это привычное положение тела, манера держать свою фигуру, корпус, голову. Осанку в первую очередь характеризует положение корпуса. Нормальным (прямым) положением корпуса считают такое, когда высокие точки лопаток касаются вертикали, проведенной через высокие точки ягодиц, или отстоят от нее вперед не более чем на 3 см. Если это отклонение более 3 см, фигура называется наклонной. Если высокие точки лопаток заходят за эту вертикаль назад, фигуру считают перегибистой. У наклонной фигуры длина спины больше, а у перегибистой — меньше средних величин. Осанку определяют по горизонтальному и вертикальному балансам.
Горизонтальный баланс составляет разность в измерениях ПОгП и ПОг1. Для нормальных фигур первое измерение больше второго на 2,0—4,0 см; для наклонных (сутулых) фигур первое и второе измерения практически одинаковы; у перегиба стых фигур мерка ПОгП намного больше мерки ПОг1.
Вертикальный баланс — разность в измерениях Дат и Дс. Для нормальных фигур первая мерка больше второй на 1,5— 3,0 см; для наклонных фигур мерка Дпт меньше мерки Дс или равна ей, а для перегибистой, наоборот, Дпт больше Дс.
Учет индивидуальных особенностей фигуры. Чертеж основы платья, выполненный на условно-пропорциональную фигуру по типовым измерениям (табл. 12), необходимо прокорректировать с учетом индивидуальных особенностей своей фигуры. Составляют сравнительную таблицу мерок.
На основе подготовленной таблицы вносят изменения в чертеж.