Левое и правое - еще одно условие, или обязательная силовая линия духовной жизни белорусов, которая оказала существенное влияние на разграничение пространства между хозяевами дома. Та часть, которая находилась слева от диагонали "печь - красный угол", закрепилась за женской половиной семьи (с ритуальным центром домашнего огня - печкой), а пространство, которое находилась по правую руку от нее (с ритуальным центром - красным углом), стало считаться жизненной сферой мужчин.
Вертикальная структура жилья www.bel-jurist.com/category/realty также была разделена на три соответствующие уровня. Дом представлялся микромоделью (микрокосмом) бесконечной Вселенной www.afportal.ru/astro/test/18 (макрокосмом), в которой верхний ярус принадлежал верховным богам, нижний - матери-земле, а потому нашим предкам и хтоническим существам, а средний - человеку (жилое пространство, место обитания и жизнедеятельности человека). Верхняя часть - крыша (дух), чердак - считалась местом обитания духов (отсюда "духовое" окошко - маленькое окошко, чаще всего в форме круга, под крышей дома).
Если в повседневной жизни балки выполняли различные вспомогательные роли - подвесить коляску, подвязать жердь, на которой будет сушиться одежда, то в обрядовых ситуациях именно потолок становилась сферой разграничения с тем миром. Так, если человек долгое время находился в состоянии агонии и не мог умереть, то мужчины выбивали одну-две доски в потолке, чтобы душа умершего легче покинула тело.
Нижняя часть дома www.bel-jurist.com/page/building-permission, включая порог, подпечек и подвал (подпол) считалось местом захоронения предков. Позже нижнюю часть дома стали использовать для хранения картофеля и других овощей. Именно в нижнем горизонте дома закапывали пуповину ребенка (под порогом - пуповину девочки, под красным углом - пуповину мальчика).
Таким образом, обычная деревенская хата, которая должна была в первую очередь защитить человека от атмосферных осадков, зимней стужи, создать ему условия комфортного существования, постепенно превращалась в своеобразный центр мироздания, в котором начинали преобладать духовные ценности. Дом становится храмом семьи, местом рождения человека и местом его смерти.
Оксана Котович, Янка Крук.